Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Слухоречевая реабилитация детей с нарушением слуха протяжении всей истории
сурдопедагогики является одной из ведущих проблем. Это обусловлено тем, что нарушение слуха
влечет за собой задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, оказывает
отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей. На современном этапе
развития сурдопедагогики устная речь (восприятие и воспроизведение) рассматривается как
ведущий фактор социализации детей с нарушением слуха, обеспечивающий возможность
свободного выбора профессии, успешность трудоустройства, достижение определенного
социального статуса.
Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством,
повторяющиеся слова могут каждый раз показаться ему иными, и поэтому он не связывает их с
теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает или недостаточно
усваивает их значение.
Еще труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме
ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Прислушиваясь к звукам речи,
ребенок делает попытку воспроизвести воспринятые звуки. Ему не сразу удается достаточно
точное произношение. Но ребенок, обладающий нормальным слухом, прислушиваясь к своей
речи, сравнивает свое произношение с произношением окружающих, делает все новые попытки
правильно произнести слово и, наконец, пользуясь слуховым контролем, достигает тех движений
речевого аппарата, которые требуются для реализации того или другого речевого звука. Это
оказывается невозможным при неполноценном слухе.
При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным достаточное накопление
словарного запаса и овладение грамматическим строем языка.
Объект исследования–слуховое восприятие дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования – процесс развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями
слуха.
Гипотеза: развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха будет
эффективным, если в процессе его формирования и коррекции целенаправленно использовать
игровую деятельность.
Цель работы – развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Выделить особенности слухоречевого развития глухих и слабослышащих детей
2. Рассмотреть возможности развития и активизации слухоречевой деятельности дошкольников с
нарушениями слуха
4
3. Проанализировать особенности развития слухоречевой деятельности у дошкольников с
нарушениями слуха на занятиях по развитию речи
Для решения поставленных задач, будут использованы следующие методы исследования: анализ
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение,
проведение психолог педагогической диагностики, педагогический эксперимент.
1 Теоретический анализ развития слухоречевой деятельности у детей дошкольного возраста с
нарушениями слуха
1.1 Особенности слухоречевого развития глухих и слабослышащих детей
Слуховое восприятие рассматривается как базовый компонент коррекционно-развивающей
работы с детьми с нарушением слуха: «как дрожжи влияют на подъём теста, так и использование
остатков слуха детьми с нарушением слуха позитивно отражается на речевом развитии» [5, с. 241-
250]. Под уровнем речевого развития речи понимается обогащение словарного запаса, овладение
грамматическим строем языка, звуковым составом слов, произношением в целом, понимание
речи, чтение её с губ и речевая практика общения. [19, с. 214]
У большинства неслышащих детей имеется слуховой резерв, т.е. возможность восприятия речи на
слух, которая может быть развита в результате специальной слуховой тренировки при
использовании звукоусиливающей аппаратуры. На уроках, занятиях используются речевые
зарядки, восприятие речевого материала на слух с ЗУА и без ЗУА, чтение с лица, коррекция звуков
с использованием самоконтроля. Звуки определены для каждого обучающегося, они указаны в
классных журналах. Основным способом восприятия речевого материала на уроках является
слухо-зрительное, в случае необходимости также используется дактильная речь. Для неслышащих
детей необходимо нотирование незнакомого речевого материала. [4, с. 262]
Одним из условий полноценного формирования речи, мышления, становления личности является
создание развивающей речевой среды. Речевая среда предполагает общение детей словесной
речью со всеми участниками образовательного процесса, работниками школы, родителями,
родственниками. Для этого используются плакаты, таблички, где приводятся образцы речевого
высказывания, просьбы, речевые реакции. [14, с. 235]
Значительную категорию детей с нарушениями в развитии составляют дети с различной степенью
нарушения слуха. Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, возможность
5
живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется благодаря
звуковому анализатору, который дифференцирует и воспринимает звуковые раздражения. Само
же ухо, преобразуя звуковые колебания, усиливает их.
Потеря слуха взрослым человеком не является аналогичным дефектом потери слуха ребенком.
Нарушение слухового анализатора у ребенка оказывает влияние на его психическое развитие, и
становится фактором, способствующим возникновению вторичных дефектов. Нарушения слуха
ведут к отклонениям в речевом развитии, а если глухота врожденная, то речь будет полностью
отсутствовать. Проблема речевого развития детей с нарушениями слуха привлекает внимание как
отечественных (Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К.Г. Коровин, Т. В. Розанова и др.), так и
зарубежных ученых (В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье и др.). [3, с. 92]
Отклонения в речевом развитии негативно сказываются как в целом на формировании личности,
так и на отдельных психических процессах, в частности, на формировании словесного мышления.
Тем не менее, потенциал развития речи детей с нарушениями слуха при сохранной
интеллектуальной сфере носит практически неограниченный характер. Коррекционная работа по
развитию речевой способности у детей с нарушениями слуха всецело зависит от учета
особенностей их речевого развития. [20, с. 231]
Речь глухого и слабослышащего, в отличие от речи слышащего, формируется при специальном
обучении. Особенности речи слабослышащих детей зависят от характера дефекта, и методов
своевременного коррекционно- педагогического воздействия.
В первую очередь, при эффективной педагогической работе, благодаря слуховым тренировкам
при использовании звукоусиливающей аппаратуры, развивается слуховое восприятие глухими
детьми речи на слух. В результате у ребенка накапливается речевой опыт, и он получает
возможность научиться пользоваться словесной речью в общении [13, с. 57]. Также большое
значение в формировании речи детей с нарушениями слуха уделяется фронтальным занятиям
педагога-дефектолога, в которых дети учатся различать пение и речь, воспринимать музыкальные
и неречевые звуки. Овладение речью глухими и слабослышащими детьми при развитии слухового
восприятия осуществляется в процессе формирования навыков произношения слов при
подражании речи воспитателя с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Иначе это
называется информальное обучение и предполагает формирование у детей слухо-зрительного
восприятия. [28, с. 65]
Следующим видом обучения речи является специальное обучение, которое предполагает работу
на индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях при проведении фонетических зарядок,
а также в специальном слуховом кабинете с использованием технических средств
(логопедических зондов для формирования навыков речи). В процессе обучения речи
используются разнообразные способы постановки звуков, голоса и дыхания. Например, опора на
тактильно-вибрационные ощущения, на основе слуха и зрения, на подражание речи учителя.
Существует механический способ, при котором сурдопедагог воздействует на органы речи и тем
самым приводит их в движение. При повторении такого упражнения в коре головного мозга
запоминаются кинестетические раздражители, которые соотносятся с положением речевых
органов, и в дальнейшем ребенок сам воспроизводит требуемый звук.
Занятия с глухими и слабослышащими детьми проводят специалисты – сурдо-педагоги нашей
Клиники. В работе используются современные технологии слухоречевой реабилитации детей с КИ
6
и слуховыми аппаратами: интерактивный стол со специальными компьютерными программами
по развитию слуха и речи, настольные и электронные игры, наборы обучающих карточек
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.
М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2000. — 399 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
[Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.
М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Алмазова, А. А. К вопросу о формировании навыка анализа и построения текста детьми с
ОНР / А. А. Алмазова // Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра: сб. научно-метод.
матер. — М. : Прометей, 1997. — С. 243 - 244.
4. Архипов, Б. А. Комплексная методика психомоторной коррекции / Б. А. Архипов, Е. А.
Воробьева, А. В. Семенович, Л. С. Назарова, В. М. Шегай. — М. : МГПУ, 1998. — 148 с.
5. Архипова, Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с
церебральным параличом в раннем возрасте / Е. Ф. Архипова. — М. : МГОПУ, ассоциация
«Гуманитарий», 1997. — 86 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] /
Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2006 Ахутина, Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический
анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
7. Аханькова, Е. В. Учим детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию / Е.
В. Аханькова // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 12. — С. 33-40.
8. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В.
Ахутина. — СПб. : Питер, 2008. — 320 с.
9. Балонов, Л. Я. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности /
Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Т. В. Черниговская // Сенсорные процессы в асимметрии полушарий.
— Л. : Наука, 1985. — 175 с.
10. Барабанов, Р.Е. Этиология нарушений слуха и речи у глухих и слабослышащих детей Р. Е.
Барабанов Молодой ученый. – 2011. - № 5. – С. 174-176.
11. Белова-Давид, Р. А. Нарушения речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. — М. :
Просвещение, 1972. — 232 с.
12. Бехтерева, Н. П. Нейрофизиологическая организация психической деятельности человека /
Н. П. Бехтерева, П. В. Бундзен. — Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. — 248 с..
7
13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб. :
Питер, 2008. — 398 с.
14. Бородич, А. М. Методика развития речи / А. М. Бородич. — М. : Просвещение, 1981. —255
с.
15. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети Р.М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос.
акад. образования. - М.: Советский спорт, 2004. – 303 с.
16. Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. —
М. : Медицина, 1988. — 240 с.
17. Бурлакова, М. К. Коррекция сложных речевых расстройств : сборник упражнений / М. К.
Бурлакова. — М. : В. Секачев, 2011. — 362 с.
18. Вавинова, Е. В. Сопоставительный анализ формирования аспектов речи и языка у детей с
нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи III уровня [Текст] / Е. В.
Вавилова // Журнал научных проблем развития и образования в XXI веке. – 2004. – № 1. – С.214-
219.
19. Валявко, С. М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР / С. М. Валявко // Материалы
VII Царскосельских чтений; под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. — СПб., 2003. — С. 17-19.
20. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с
нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Л. А. Головчиц. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
21. Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с
нарушенным слухом О. В. Зонтова : Науч. ред. проф. И. В. Королева. – СПб : Умная Маша, 2010. –
200 с.
22. Коровин, К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку,
чтению, произношению К.Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. – М.: Просвещение, 1995.
– 160 с.
23. Корсунская, Д. Б. Методика обучения глухих дошкольников речи Д. Б. Корсунская. – М.:
Просвещение, 1969. – 295 с.
24. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
25. Обухова, Т. И. Основные направления работы по развитию слухового восприятия
Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха Т. И. Обухова. – Минск :
БГПУ, 2000. – С.19 – 24.
26. Рау, Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению Ф.Ф. Рау. – М.: Учпедгиз, 1960. – 342 с.
27. Тимошенко, И.В. Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями
слуха в разных условиях обучения И. В. Тимошенко: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2006.
– 22 с.
8
28. Феклистова, С. Н. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного
возраста с кохлеарным имплантом в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы
Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 6. – С.17–23.